понедельник, 31 октября 2011 г.

Углеводородное сырье Арктики - Штокмановский проект - внутри и вовне


Развитие Штокмановского проекта следует в первую очередь рассматривать системно с геополитическими тенденциями и событиями  в современно мире.
Решение о начале или ожидании Штокмановского проекта принимается не Газппромом с партнерами в рамках консорциума Штокмандевелопмент АГ, не на уровне Правительства РФ и/или Норвегии, а на уровне стран мировых лидеров, или «Больших Игроков», к которым РФ отнести нельзя, по причинам, описываемым ниже.

Геостратегические предпосылки:
Развитие добычи энергоресурсов, управление потоками распределения, ценами  энергоресурсов осуществляется главным потребителем энергоресурсов  - США.
Стратегическая доктрина доминирования,  осуществляемая США в мире – это контроль над источниками и путями транспортировки энергоресурсов, главными их которых являются в первую очередь нефть и газ. Идеальная модель – США контролируют все источники добычи, все пути транспортировки, все объемы потребления.
Для достижения этой цели США осуществляют любые действия, вплоть до создания  управляемых зон нестабильности или вооруженной конфронтации, локальных войн, политических действий, направленных на достижение поставленной цели, включая приход к власти контролируемых правительств, в том числе посредством революций и военных переворотов, воспитание и создание в странах-фокусах интересов США локальных про американских настроенных  элит или привязка личного имущественного благополучия элит к отношениям с США.
В своей доктрине США стараются:
1. Поставить под контроль все источники добычи энергоресурсов, в том числе под угрозу военного нападения, не допустить разработки источников энергоресурсов, контроль над которыми невозможен или военное нападение, на которые, в обозримом будущем затруднителен.
2.  не допустить создания неконтролируемых, в том числе военным путем,  путей транспортировки энергоресурсов – типичным является противодействие проектам транспортных путей, проходящих по территориям:
 -  стран, не являющихся союзниками США,
 - стран,  с которыми локальный военный конфликт, в том числе «бесконтактный» невозможен или чреват развязыванием конфликта с применением ОМП.
 - правительство и элита которых, зависима от демократических процедур, и стратегические решения правительств которых являются предметом обсуждения и одобрения населением, в том числе посредством волеизъявления или судебных разбирательств.
3. контролировать объемы продаж и реализации энергоресурсов путем контроля ценообразования, доступности ресурсов. Для этого вводится искусственное ограничение ценовыми барьерами потребления энергоресурсов «бедными» странами, а также ограничивает потребление энергоресурсов странами, обладающими развитой экономикой, не имеющих не собственных ресурсов, ни контролирующих добычу и распределение внешних источников. 
В свою очередь это обеспечивает контроль над темпами развития экономик стран  - вероятных конкурентов США и их союзников и обеспечивает распределение ресурсов в пользу стран, способных оплачивать энергоресурсы по высокой стоимости, в первую очередь – США.
Так, США уже решили проблему контроля над основными источникам ресурсов:
 -  страны Персидского залива, как путем создания систем союзнических отношений, личной и материальной  безопасности для локальных элит, так и   военного захвата как в  Ираке.
 -частично  малые добывающие страны – также создание союзнических отношений, систем безопасности для локальных элит, поддержание управляемых политических режимов.
- Россия  - «взращивание» и поддержание американозависимой элиты, создание условий ее нахождения у власти, в том числе посредством ограничения демократии, обеспечение финансовой безопасности элиты. Внешние проявления в виде политических заявлений и т.д. являются ширмой реальных взаимоотношений. Следует вспомнить слова Збигнева Бзежинского «500 млрд. (на начало 2000-х г.г.) долл. российской правящей элиты находятся в западных банка – так чья это элита – ваша или уже наша?». Примером является и компания «Гунвор», крупнейший нефте и газотрейдер России, реализующая около 75% российских энергоресурсов,  формально принадлежащая близкому «знакомому» российского диктатора, Тимченко и базирующаяся в Швейцарии. В настоящее время «Гунвор» осуществляет установление контроля над реализацией угля.
США  стремятся не допустить появления транспортных путей, контроль над которыми не возможен. В первую очередь, для США главными являются морские пути транспортирования. Являясь абсолютно доминирующей военно-морской державой, США заинтересованы в том, чтоб все пути транспортировки энергоресурсов имели морскую составляющую в открытых морях или в зоне достижения авианосных сил, что автоматически делает США как гарантом безопасности путей транспортировки, так и фактическим контролером путей.
Крайне интересным представляется ситуации управляемого хаоса  в Аденском заливе (Сомали). США и союзники фактически поставили в зависимость от своего прямого  военного участия безопасность транспортировки энергоресурсов кратчайшим путем в Европу и США. «Уход» США и союзников приведет к невозможности безопасной и быстрой транспортировки. При этом, в противоположность ливийскому сценарию, США и союзники не осуществляют наземных операций по борьбе с пиратами, хотя именно уничтожение пиратских баз является основой антипиратских действий.
Более того, на различных верфях, особенно в Европе, идет строительство судов, отвечающих требованиям морского пиратства,  официально построенные суда реализуются в страны Ближнего востока, Юго–восточную Азию, Восточную и Южную Африку,  где контроль над судоходством и частным судовладением  отсутствует. При этом, США, способные обеспечить эффективный  контроль над перемещением почти каждой крупной партии наркотиков, оружия, «не замечают» строительство, доставку и вооружение пиратских судов.
Целью поддержания такой ситуации является заинтересованность всех добывающих стран, в том числе и «друга» США Ирана в присутствии США и союзников в регионе. Попытка Ирана обеспечить безопасность проводки судов со своей нефтью собственными силами – весенний поход ВМФ Ирана вокруг Аравийского полуострова при отсутствии военно-морских баз и флота «открытого моря» показала полную зависимость  стран Персидского залива от обеспечиваемой США безопасности.
Отсюда прямая военная конфронтация США и  Ирана представляется маловероятной
При этом США всячески воспрепятствуют строительству, в том числе и РФ независимых транспортных путей, обеспечивающих сбор и перемещение энергоресурсов у других ресурсодобывающих стран  - пример   - препятствование строительству «Южного потока», то есть препятствуют созданию независимых систем добычи – доставки.

Китай.
Другим, значимым игроком является Китай. Один из главных потребителей энергоресурсов и любых других ресурсов. Главный «производственный цех» планеты, доминирующий инвестор – Китай  единственная «большая» страна, вышедшая из финансового кризиса с высокими темпами роста и не снизившая темпов развития.
Китай крайне зависим от разрешительной позиции США в отношении поставок ресурсов, в том числе энергетических в Китай. Для Китая США является основным рынком сбыта производимой продукции, в свою очередь для США Китай основной рынок сбыта высокотехнологичной продукции, технологий и товаров для производства средств производства и объект американских инвестиций. Китай – крупнейший кредитор США и покупатель американских долларов.
Не следует забывать, что современный Китай был «проинвестирован» США как главный конкурент СССР (уничтожить подобное подобным) и, пожалуй, Китай можно считать настоящим  бенефициаром «холодной войны».
  В такой ситуации военное противостояние Китая и США крайне нереально, за исключением реализации сценария эпизодических локальных «холодных войн» с политическим подтекстом и подчеркнутым избеганием сторон каких-либо намеков на крайности.
Китай жизненно заинтересован в наличии собственно контролируемых источников энергоресурсов. Стратегия Китая, осуществляемая в получении доступа к источникам энергоресурсов основывается на принципе  строительства благополучия в стране источнике (комплексное долгосрочное инвестирование), при абсолютном безразличии к политическому режиму  в стране источнике-энергоресурсов, при условии сохранения политической стабильности.
Более того, диктатуры Китаем приветствуются. Китай также готов обеспечить преемственность власти диктаторских режимов как финансово, так и при возможности  военным путем.
Китай инвестирует в развитие добычи энергоресурсов так называемых проблемных стран и стран изгоев  Ливия, Судан, Ангола, Венесуэла, Казахстан, Туркменистан, Иран и т.д.  Стратегию можно назвать «нефть не пахнет». При этом большинство инвестируемых стран не имеют общих границ с Китаем, добываемые ресурсы могут транспортироваться только морским путем. Что делает Китай зависимым от позиций США.
Таким образом, Китай стремится выйти из-под контроля США в области доступа к энергоресурсам, что в свою очередь напрямую создает угрозу США в части окончательного формирования супердержавы, способной осуществить глобальный вызов доминированию США в мире.
Выбранная Китаем стратегия крайне уязвима для действий основного соперника – США.
Как только США сочли, что действия Китая по формированию «собственной ресурсной базы» пересекаются со стратегическими целями США, в странах, где Китай осуществлял свои инвестиционные программы  по добычи ресурсов, произошли политические изменения, в том числе и революционным путем, приведшие к власти либо проамериканские псевдодемократические режимы, либо создавшие ситуацию хаоса.
В свою очередь, это приводит к утратам Китаем в этих странах, как материальных приобретений, так и политических позиций, что и произошло  в Ливии.
Сотрудничество со странами-изгоями, как с Ираном, создает для Китая значительное количество политических рисков, в том числе, возможность применения санкций ООН, и ограничения доступа к современным технологиям, что является весьма болезненным для Китая.
Здесь следует отметить поддержание США технологического отставания Китая как элемента стратегии. Любые попытки Китая приобрести технологии двойного назначения вне контроля США жестко пресекаются, в том числе в отношении «ближайших союзников» и «друзей США» - пример китайско-израильское сотрудничество  и санкции США против Израиля, китайско-немецкое сотрудничество и давление  на Германию со стороны США с целью недопущения передачи Китаю технологий.
Другой уязвимой стороной Китайской стратегии является невозможность обеспечить Китаем военную безопасность морских транспортировок энергоресурсов. Китай не имеет океанского ВМФ, авианосных сил, развитой системы военно-морских баз, что является обязательным условием безопасности морских коммуникаций. В ближайшие пятнадцать лет Китай, несмотря на очевидные успехи и достижения, не сможет создать полноценный флот, способный бросить вызов доминированию США даже на отдельном морском ТВД как Юго-восточная Азия.

Стратегия Китая – «дракон вольно лежит на холмах»
Таким образом, единственно возможной для Китая стратегией доступа и обеспечения безопасности транспортировки энергоресурсов является установление контроля над энергоресурсами в странах, имеющих сухопутные границы с Китаем или сухопутные пути коммуникаций, желательно отдаленных от морского побережья.
Такая стратегия сводит на нет военное преимущество США, поскольку в сухопутном конфликте в своей  континентальной зоне,  несмотря на технологическое отставание, Китай имеет подавляющее численное превосходство в живой силе и технике над всеми сухопутными силами США и их союзников, подготовленные плацдармы, отработанные и изученные  ТВД и развернутые боеготовые силы.  Кроме того, Китай обладает стратегическим ядерным оружием и средствами доставки его до территории США  и тактическим ядерным оружием, в том числе противокорабельным.
Следует отметить, что в отличие от последнего военного противника США – Ирака, политическая элита и  командный состав  армии которого был просто куплены США и не организовали и не оказали сопротивление США, Китай обладает идеологически сильной и крайне патриотически настроенной элитой, не контролируемой США.
Следуя указанной стратегии,  Китая  для  получения доступа и контроля над энергоресурсами будет двигаться по континенту, стремясь уже опробовано  содействовать стабильности существующих режимов, стран, где Китай планирует инвестировать в добычу ресурсов, либо по территории которых производится транспортировка энергоресурсов.
Естественным направлением экспансии Китая будет Северо, Северо-западное направление.
Показательным примером является взаимоотношения Китая и Казахстана, в рамках последних договорённостей  Китай  фактически обязался обеспечить стабильность политического режима Казахстана, вплоть до предоставления 200 000 «миротворческого контингента» для поддержания конституционного порядка. Полагается, что в отличии от Ливии, обеспечить преемственность и  безопасность, в том  числе от угроз из вне, режима Назырбаева, Китай сможет.
Самым приоритетным направлением китайской экспансии является Восточная России, территория Восточной Сибири до берегов Северного Ледовитого Океана. Китай во внутренних источниках, в том числе публикуемой политико-публицистической литературе, заявлял о своих территориальных претензиях на указанные территории РФ обоснованные как историей, так и «неспособностью» России  «как умирающего государства» обеспечить эффективное использование  и развитие своих территорией и ресурсов.
Внешнеполитическое проявление китайской экспансии выражается в постоянном давление на российское руководство с целью начать совместно с Китаем разработку природных ресурсов Восточной Сибири с устройством трубопроводного транспорта добываемых ресурсов в Китай.
Таким образом, единственным потребителем   российских энергоресурсов Восточной Сибири  становится Китай, что позволит ему контролировать как ценообразование, так и объемы потребления, вне контроля США.
Следует отметить, что одним из условий предоставления инвестиций России в освоение Восточной Сибири Китай обозначает право китайской юрисдикции над гражданами Китая в этой части России и китайской юрисдикции в населенных пунктах, построенных Китаем и населенных гражданами Китая. Стратегию Китая в отношении Российской Восточной Сибири и Казахстана можно назвать стратегией латентной оккупации.

Такая стратегия Китая крайне выгодна США,  поскольку перенаправляет экспансионистские устремления Китая из  Юго-Восточной Азии, где свои цели преследует Америка и устраняет для США конфликт экономических, политических и территориальных интересов.
Кроме того,  стратегия экспансии Китая на Север создает зону напряженности, в которую будет втянута Россия. При этом Россия, не обладающая ни военными, за исключением ядерного оружия, средствами противодействия военной угрозе Китая, ни населением, «занимающим» территорию, ни политическими инструментами будет вынуждена, выражаясь шахматным языком, выкручиваться из постоянно создаваемых Китаем шахов, что в результате приведет к потере Россией остатков международного авторитета и окончательному уходу России  с международной арены и превратит ее в ресурсодобывающую  страну третьего мира, а в конечном итоге может привести к разделу страны на зоны влияния, вплоть до оккупации, между Китаем и США и европейскими союзниками.
При этом, очевидно, что российская правящая элита опасается Китая значительно больше, чем США и европейских держав. Имеют место быть откровенные заигрывания с Китаем, подчеркивание союзнических, дружеских, в том числе военных отношений.
С целью поддержания хоть какой-то видимости политического влияния и авторитета, российская власть позиционирует взаимоотношения с Китаем, как взаимоотношения не очень богатого, но сильного и умного старшего брата  с богатым, но не опытным младшим. Если ранее такая позиция встречала в китайском руководстве снисхождение, то в этом году очевидно стало откровенное раздражение китайской элиты в отношении российской правящей элиты, тон высказываний стал жестче, в информационном пространстве, в том числе российском, постоянно противопоставляется мудрое, дальновидное, патриотичное руководство Китая и трудолюбивый китайский народ к коррумпированному, погрязшему в роскоши и праздности российскому руководству и деградирующему, ленивому, пьющему российскому населению. При этом акцент делается на то, что Китай является общим домом многих народов, и что даже тибетцы поняли преимущества нахождения в составе КНР, а Россия раздирается сословными, классовыми, этическими и религиозными противоречиями, готовыми вылиться, если не в гражданскую войну, то уличные беспорядки и погромы.
Тем не менее, США не заинтересованы в резком усилении Китая, тем более получения им доступа к энергоресурсам, не контролируемым США. Поэтому, Россия будет поддерживаться в сопротивлении китайскому давлению. Любые проекты, предоставляющие Китаю  монопольные позиции в добыче, транспортировке, потреблении энергоресурсов на территории России буду встречать противодействие США. Отсюда освоение месторождений Восточной Сибири будет тормозиться США,  в том числе, путем управления и мотивации правящей элиты России.
В свою очередь, Китай не заинтересован в развитии иных месторождений на территории сопредельных государств, в том числе России, контролировать которые он не может, даже путем участия в инвестировании, поскольку это противоречит обозначенной китайской стратегии.  Поэтому, Китай всячески препятствует любым проектам по развитию месторождений, монопольное получение энергоресурсов с которых ему не гарантировано. В первую очередь это касается  освоения морских месторождений, отдаленных от Китая. Китай также будет всячески тормозить такие проекты в России, также путем мотивации элит, лиц, принимающих решения, а также с использованием политических противоречий внутри России, особенностей законодательства.
Кстати, крайне любопытной выглядит точка зрения, согласно которой, инициатором посадки Ходорковского и раздела группы «Юкос» явилось ЦРУ. Ходорковский заявил об осуществлении им проекта освоения месторождений Восточной Сибири и строительства трубопровода в Китай без участия государства. Фактически это означало получения Китаем столь желанного прямого доступа к ресурсам Восточной Сибири, что не приемлемо для США. Кроме того, Китай усматривал в Ходорковском своего лоббиста в России и всячески поддерживал его политические амбиции, в том числе получения контроля над Государственной Думой РФ.  Интересно, что свою основную агитационную компанию Ходорковский проводил в Сибири.
Для этой цели Ходорковский должен был профинансировать, в том числе за счет Китая, выборы в Думу Коммунистической партии РФ и Правых сил, создав, по сути, парламент без выраженного большинства. Такой парламент легко управляем, и мог бы принять законы, обеспечивающие интересы Китая в России. Допустить такого США не могли, и, пользуясь успешно апробированными германской разведкой в 1934-39 годах методами, устранили угрозу. Так что, высказывания, что Ходорковский хотел «продать» национальное богатство в США, лишь для масс,  вероятно на самом деле, продавал то он Родину восточным соседям. Тем не менее, с целью избегания конфликта, пусть даже уголовно-дипломатического с Китаем, российская правящая элита тщательно скрывает этот факт, а  ее антиамериканская риторика США не сильно беспокоит, деньги то элиты хранятся в западных банках в долларах и евро, а не в китайских в юанях.

Третьим глобальным игроком  рассматриваемом в отношении Штокмана является Индия.
Индия втягивается в арктический раздел стараниями России. Индия для Российского руководства уже в течение длительного периода является крайне желательным союзником.
Основания, обосновывающие союз с Индией – это тема отдельного анализа, но в рамках данного анализа следует отметить, что та часть российской руководящей элиты, которая ориентирована по крайне мере на сохранение существующего статуса страны, ее границ, делает все возможное для усиления союза с Индией.
Индия страна, не имеющая общих границ с Россией и соответственно территориальных претензий к России.  Индия и Россия  вынуждены противостоять экспансионистским  устремлениям Китая, при этом обе страны имеют опыт войн с Китаем.
Индийская экономика нуждается в стабильных, гарантированных поставках сырья, в том числе  энергоресурсов. Зависимость от «арабской» нефти и газа для Индии означает не только зависимость от отношений с исламскими странами, с которыми у Индии традиционно враждебные отношения, в том числе в силу взаимных территориальных претензий, но и зависимость от США, по указанным выше причинам, что не устраивает  «растущую» Индию.
Существующая структура добычи, транспортировки и распределения энергоресурсов не учитывает потребности растущих стран, таких как Индия, Бразилия и т.д. Поддержание дефицита, ограничение добычи создают не только сверхприбыли транснациональных нефтяных корпораций, но и обеспечивают сдерживание экономического роста этих стран со стороны США, а для Индии и  со стороны враждебных ей исламских государств. Что в свою, очередь выгодно Китаю.
Таким образом, интересы Индии в наличии «своего» источника энергоресурсов, и интересы России в наличии стратегического партнера, заинтересованного  в российских ресурсах, но не в территории или политическом контроле над Россией, а также, что самое главное, заинтересованного в сильной России как в союзнике в противостоянии США, Китаю, исламскому миру предопределяют сотрудничество обеих стран в области добычи энергоресурсов.
Кроме того, Индия уже обозначена Российским руководством как  покупатель Штокмановского газа и арктической нефти.
Обе страны понимают важность защиты  морских источников и путей транспортировки ресурсов, поэтому не удивительно  и обосновано выглядит растущее и результативное сотрудничество Индии и России в военно-морской и военно-воздушных сферах.
Готовь я этот анализ для китайских или американских интересантов, я бы задался вопросом  - почему строительство «Викрамадитья» (бывший «Адмирал Горшков»).
в Северодвинске так затянулось и вообще, собирается вообще ли это авианосец впоследствии покидать арктические моря и не выйдет ли так, что момент выхода ТАКРа в море совпадет с моментом начала добычи на Штокмане и заявлением Индии и России о взаимных обязательствах по защите экономических интересов, в том числе на шельфе.
Поэтому Индия заинтересована в наличии России как стратегического партнера и поставщика энергоресурсов, но при этом Россия заинтересована в Индии как в покупателе.

Франция.
Участие европейских стран в Штокмановском проекте имеет официальный характер, выражено в создании консорциума «Штокман девелопмент» (ШД). Основание привлечение иностранных участников – это получение доступа к технологиям, а также получение рынка сбыта добываемых энергоресурсов в Европе.
Но в самой  организации ШД  заложены противоречия, предопределяющие сложности и препятствования осуществления проекта силами ШД. Основными участником консорциума являются кроме Газпрома  - Total S.A. (25%) - Франция и Statoil ASA (24%) - Норвегия.
Франция и Норвегия являются конкурентами на рынке европейского газа.
 Франция, заинтересована в развитии добычи и транспортировки в «арабском» секторе, где ее позиции исторически сильны. Поэтому обоснованно выглядит поддержка Францией военно-политических операций США по установлению контроля над добычей и транспортировкой энергоресурсов. Кроме того, Франция становится прямым инициатором военных акций, как в Ливии, целью Франции является не смена режима, а контроль над добычей и транспортировкой ресурсов в Северной Африке. Франция обладает мощным военно-морским флотом, способным обеспечить защиту «коротких» коммуникаций в Средиземном море и акваториях Аравийского полуострова. Все эти факторы указывают на то, что реальный интерес Франции  - в ближайшей и среднесрочной перспективе препятствовать развитию Штокмана, что совпадает с позицией США и Китая.

Норвегия.
Норвегия, европейская страна, имеющая, как и Россия «нефтяную экономику». Как и Россия, Норвегия «захватила» шельф за пределами территориальных вод. Норвегия не способна вне рамок НАТО обеспечить защиту своих морских источников энергоресурсов. В перспективе, в рамках глобальной стратегии контроля над источниками энергоресурсов, роль НАТО как гаранта безопасности  стран-участниц блока будет снижаться. Ожидаемым является появление  явных противоречий между странами-участницами по вопросу доступа и контроля над  источниками энергоресурсов.  Норвегию ждет по крайне мере политическое противостояние со странами, заявляющими об «общих» правах  на шельф, в том числе США и Канадой.
Все это осознается норвежским руководством, но на развитие отношений Норвегии и России влияет неспособность руководства обеих стран отказаться от «блокового» мышления и мыслить новой реальностью. Тем не менее, взаимные шаги навстречу делаются – как то  - установление взаимных границ на море, в том числе разделяющих шельф, участившиеся встречи руководства обеих стран.
Россия для Норвегии является естественным союзником в защите жизненных интересов в Арктике, в противостоянии США и Канаде.
Норвегия крайне заинтересована в развитии Штокмана, при чем, без участия других стран. Норвежские месторождения освоены, частично истощены, но для поддержания экономики страны  и нефтегазовой инфраструктуры требуется участие в новых проектах. По мысли норвежских экономистов и предпринимателей – Штокман способен дать норвежской экономике такой же импульс, как и развитие добычи в Северном море в 70-ые годы.
Следует отметить, что в последние пять лет Норвегия, в независимости от действий ШД, последовательно создает инфраструктуру для освоения Штокмана на территории Мурманской области. Создаются предприятия, новые производства, крупнейшие норвежские подрядчики нефтегазодобычи изучают места возможного размещения производств. С ростом добычи сланцевого газа в Европе, Норвегия, как и Россия, столкнется с проблемами рынков сбыта. Поэтому, участие в новом рынке, как Индия, для Норвегии является крайне желаемой перспективой.
Таким образом, Норвегия является, наверное, единственным реальным партнером России в освоении Штокмана.

Внутрироссийские факторы.
Внутрироссийские факторы определяются влиянием указанных выше внешних.
В рамках растущих противоречий на Кавказе, Россия заинтересована  в сохранении территориальной целостности страны, по крайне мере ее Северной и Восточной частей, как основных источников энергоресурсов.
Развитие Штокмановского месторождения будет  зависеть от доступности технологий добычи, возможности их осуществления при имеющемся уровне технологического развития России, в том числе самостоятельно, а также от способности обеспечить защиту месторождений и коммуникаций.
Очевидно, что в настоящее время Россия не может самостоятельно обеспечить освоение Штокмановского месторождения.
Российская политика, в том числе нефтегазовой сфере будет также определяться группами влияния внутри России, действующими в интересах тех или иных глобальных игроков.
Примерами является решение Газпрома о направление добывающих платформ, предназначенных для Штокмана на Дальний Восток – в Охотское море и к Сахалину, то есть в зону пересечения интересов Китая и США.
При этом, очевидно, что  в указанном регионе гарантом безопасности для России является США. Китай же является фактически единственным потребителем добываемых энергоресурсов. 
Очевидным в данном случае представляется успешное осуществление американской модели глобального контроля добычи и распределения энергоресурсов. Без поддержки США Россия не может добывать и продавать, Китай вынужден приобретать энергоресурсы с месторождений и по коммуникативным маршрутам полностью контролируемых США. (Тихоокеанский флот США самый мощный, Китай не способен действовать за пределами прибрежных морей). Более того, продажа Францией России кораблей класса Мистраль, наверняка согласованная с США,   также сделана в рамках глобальной стратегии США.  Корабли будут направленны на Дальний восток и, по сути, будут усиливать флот США в его сдерживании китайских морских амбиций, заполняя нишу сил прибрежного действия, дефицит которых наблюдается в Тихоокеанских силах США, поскольку, прибрежный флот постоянно занят США в Персидском заливе и на Средиземном море. Таким образом, Россия становится не только контролируемым источником энергоресурсов, но и инструментом США в проводимой глобальной стратегии.

Характерным примером осуществления стратегий «больших игроков» является ничем не обоснованное, по крайне мере, экономически абсурдное, противодействие региональных властей Мурманской области норвежским инвестициям.
Любопытно, что почти все областное руководство, включая губернатора, имеют устойчивые связи и «политические» корни на Дальнем Востоке. Не секрет, что дальневосточное чиновничество не препятствует китайской экспансии на территорию России, но и создает условия деградации этого региона, то есть местная дальневосточная элита – типичный пример группы влияния.  В рамках настоящих рассуждений очевидным представляется вывод, о том что, действия нынешнего регионального руководства направлены на лоббирование китайских интересов по недопущению освоения Штокмановского месторождения как конкурента восточно-сибирским месторождениям, в освоении которых заинтересован исключительно Китай.
Также примером Китайского влияния, направленного против развития арктических морских месторождений являются сведения о заявлении лидера компартии России (КПРФ) Зюганова в ГП РФ об опасности и непригодности к эксплуатации платформы «Приразломная», баластировка которой завершена в Мурманске.

Кроме того, фактором развития для Штокмана будет являться фактор коррупции, процветающей, в том числе, и в структурах Газпрома. Как указывал один из руководителей Статойла (Норвегия): «Величина запрашиваемых откатов  превышает себестоимость. Подобное положение делает осуществление проекта просто нерентабельным».
Также  следует учитывать фактор конкуренции групп внутрироссийской правящей элиты. В преддверии выборов, группа, стремящаяся к возвращению Путина к прямому правлению, не позволит своим «оппонентам» получить такой козырь как осуществление глобального проект, а сделает это как пример развития при Путине.

Комментариев нет:

Отправить комментарий